В современном православии используют три варианта перстосложения: двоеперстие, троеперстие и именословное перстосложение.
В Русской православной церкви принято совершать крестное знамение следующим образом:
« В священной книге "Псалтырь", по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в "кратком изъявлении" - "о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец... подобает на себе знамение креста изображати". "...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Исус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра".[2] »
Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве. В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями, стали более употребительными.
Двоеперстие:
Двоеперстие (также двуперстие) было принято вместе с Крещением Руси и преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым Собором. Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке (Константинополе)[3]. Позже было вытеснено троеперстием.
Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на поместных соборах: соборе 1656 года и на Большом Московском соборе[4], все крестящиеся двоеперстно были провозглашены еретиками и преданы анафеме, то есть отлучены от церкви и подтвергнуты жесточайшим гонениям. На Поместном Соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая древнее двоеперстное крестное знамение, были признаны православными и анафемы на них принято считать, «яко не бывшие»[5].
При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.[6]
В древнем обряде не используется троеперстие, считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Исус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою.
Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Исуса Христа. Именословное перстосложение считается неверным, потому что в нем получается изображение из перстов имени Исуса Христа без титло в неправильном порядке ICXС (чтение справа налево). Надпись имени Исуса Христа на греческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Ιησούς Χριστός — I҃C X҃C. Кроме того, в древнем обряде двоеперстие считается универсальным для любых языков, в отличии от именословного перстоложения, которое изображает литеры лишь на греческом и совсем не изображает Троицу.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
В Русской православной церкви принято совершать крестное знамение следующим образом:
« В священной книге "Псалтырь", по которой учились и воспитывались с древних времен православные люди, сказано в "кратком изъявлении" - "о еже како православному христианину, по древнему преданию святых Апостол и Св. Отец... подобает на себе знамение креста изображати". "...полагаем я: первое на челе (на лбу) нашем, его же касается вышний рог креста, второе на чреве (на животе) нашем, его же достизает нижний рог креста, третие на правом раме (плече) нашем, четвертое же на левом, ими же знаменуются поперечне простертии концы креста, на нем же распятый за нас Господь наш Исус Христос руце прострый, вся языки расточенные в концах во едино собра".[2] »
Более древнее, но менее употребимое «двоеперстие» используется при «старом обряде» богослужения в единоверии и старообрядчестве. В настоящее время двоеперстие не запрещено использовать и в Русской православной церкви, где «троеперстие» и «именословное перстосложение», используемое при благословении священниками и архиереями, стали более употребительными.
Двоеперстие:
Двоеперстие (также двуперстие) было принято вместе с Крещением Руси и преобладало до реформ патриарха Никона в средине XVII века и было официально признано в Московской Руси Стоглавым Собором. Практиковалось оно до середины XIII века и на греческом Востоке (Константинополе)[3]. Позже было вытеснено троеперстием.
Двоеперстие было официально осуждено в Русской церкви на поместных соборах: соборе 1656 года и на Большом Московском соборе[4], все крестящиеся двоеперстно были провозглашены еретиками и преданы анафеме, то есть отлучены от церкви и подтвергнуты жесточайшим гонениям. На Поместном Соборе Русской православной церкви 1971 года все дониконовские русские обряды, включая древнее двоеперстное крестное знамение, были признаны православными и анафемы на них принято считать, «яко не бывшие»[5].
При совершении двоеперстия два пальца правой руки — указательный и средний — соединяются вместе, символизируя две природы единого Христа, при этом средний палец получается слегка пригнут, что означает божественное снисхождение и вочеловечение. Три оставшиеся пальца также соединяются вместе, символизируя Пресвятую Троицу; причём в современной практике конец большого пальца упирается в подушечки других двух, которые покрывают его сверху. После чего кончиками двух пальцев (и только ими) касаются последовательно лба, живота или нижней части персей (груди), правого и левого плеча. Также подчёркивается, что нельзя креститься одновременно с поклоном; поклон, если он требуется, следует совершать уже после того, как опустили руку.[6]
В древнем обряде не используется троеперстие, считается, что изображение креста тремя перстами в честь Святой Троицы символически неверно, потому что на Кресте распялся и страдал Исус Христос тварными душой и телом, а не вся Троица божественною природою.
Священник, благословляя, не использует какого-либо особого перстосложения, а складывает руку в то же самое двоеперстие, символизирующее распятого на Кресте Исуса Христа. Именословное перстосложение считается неверным, потому что в нем получается изображение из перстов имени Исуса Христа без титло в неправильном порядке ICXС (чтение справа налево). Надпись имени Исуса Христа на греческом выглядят на иконах и в богослужебных книгах: Ιησούς Χριστός — I҃C X҃C. Кроме того, в древнем обряде двоеперстие считается универсальным для любых языков, в отличии от именословного перстоложения, которое изображает литеры лишь на греческом и совсем не изображает Троицу.
http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%B7%D0%BD%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5
Вт 19 Янв - 6:52 автор Admin
» Из жизни старообрядцев РПСЦ (белокриницкого согласия)
Вс 15 Мар - 19:08 автор Admin
» Чего боится Гундяев? Житель Смоленска о визите в город главы РПЦ МП
Чт 13 Мар - 21:07 автор Admin
» Как выжить в тюрьме? практическое пособие на всякий случай
Чт 13 Мар - 20:56 автор Admin
» Майдан глазами патриарха Кирилла. Мы не услышали от патриарха ни требований остановить кровопролитие, ни осуждения действий власти, ни призыва к политическому диалогу
Вс 23 Фев - 13:20 автор Admin
» "Православный активист" Дмитрий Энтео избил заведующего книжной лавкой при музее ГУЛАГа, бывшего сотрудника структур Московской Патриархии
Пт 21 Фев - 17:54 автор Admin
» Рейдерство по православному ( или РПЦ МП как она есть)
Чт 20 Фев - 2:47 автор Admin
» Без вины виноватые. О крайнем разобщении духовенства и священноначалия в РПЦ МП... Крик души
Сб 15 Фев - 11:53 автор Admin
» Чистый снег. Рассказ протоиерея Василия Мазур
Вт 11 Фев - 15:40 автор Admin