Клирик Кинельской и Безенчукской епархии Самарской Митрополии иеромонах Антипа (Авдейчев) — давний друг нашей редакции. Мы не раз публиковали его статьи на стыке медицины и Православия, знаем его как искреннего пастыря и неравнодушного человека. Но в этот раз на суд читателей мы выносим рассказ далеко не обычный. Это, скорее, публичная исповедь священника. Это свидетельство о том, что глубокая рана раскола до сих пор не зарубцевалась и кровоточит. И когда человек оказывается в этом болезненном состоянии, эта трагическая страница нашей истории словно оживает. Важность этого свидетельства в том, что оно учит дорожить тем неисчислимым духовным богатством, которое хранит наша Церковь.
Мои родители познакомились в Куйбышеве, хотя оба они из самарского села Сырейка, — рассказывает иеромонах Антипа (Авдейчев). — Мама была швеей, папа работал на авиационном заводе. Я родился в Куйбышеве в 1964 году. Закончил Куйбышевский медицинский институт, работал по распределению невропатологом в оренбургском Абдулино. Вернулся оттуда в Самару с женой. Работал врачом-психотерапевтом. Защитил диссертацию, стал кандидатом медицинских наук. Получил второе высшее образование — окончил психологический факультет Самарского педагогического университета. Работал психиатром на скорой помощи в так называемой «психбригаде». Параллельно работал преподавателем на кафедре медицинской психологии самарского мединститута. Возглавил психологическую лабораторию на Куйбышевской железной дороге…
В 2001 году у меня в семье произошла трагедия. Во время купания в Волге утонула жена. Остался я с двумя детьми. Была большая тревога за сына и дочь. Неполная семья, дети без матери, ничего хорошего их не ждет… Стало ясно: нужно искать духовную опору. Детей стал водить в воскресную школу при Самарской Духовной семинарии, сам начал ходить в храм Михаила Архангела в поселке Запанском. Он находится рядом с нашей лабораторией. Там начал алтарничать у отца Константина Калашникова, а потом стал священником.
Я принял рукоположение в священнический сан в 2005 году. Мне тогда был уже 41 год.
— Вас сразу назначили настоятелем в Сырейку?
— Ради служения в Сырейке меня и рукоположили. Были некоторые препятствия для получения сана священника, и потому вначале я служил дьяконом в храме «Утоли моя печали» при Самарском университете путей сообщения и вовсе не надеялся стать пастырем. В том храме служит настоятелем отец Илия Борисов, бывший мой студент мединститута. Но я все-таки стал священником, — так решили, чтобы я смог построить храм в родном селе.
Когда меня рукополагали, я испытал чувство глубокой благодарности нашему Архипастырю — Архиепископу (ныне Митрополиту) Самарскому и Сызранскому Сергию. Он оказал мне доверие несмотря на мое недостоинство.И это чувство благодарности Архиерею я в своей душе сохранил и в период моих последующих метаний…
После окончания Литургии, на которой было мое посвящение в сан, Владыка мне как напутствие неожиданно строго сказал: «Смотри, не диссидентствуй… ». Мне бы внять его мудрому совету…
Пять лет я прослужил в Сырейке, построил храм в честь святого Димитрия Солунского. Закончил Семинарию. Много духовной литературы прочитал. Ум у меня всегда был пытливый, вот и начал я искать, но не находил ответа на многие острые вопросы.
— Кто был ваш духовник?
— Архимандрит Владимир (Наумов) из села Высокое Пестравского района Самарской области (он и постриг меня позже в монахи). Незадолго до моего посвящения в сан отец Владимир неожиданно сказал: «Если Владыка предложит стать священником — не отказывайся». А я ведь на это и не надеялся. Но когда Владыка предложил мне рукополагаться, сразу всплыли в памяти эти слова духовника. Отец Владимир человек высокой жизни, осторожный и внимательный духовник. Но в мои неофитские искания он не очень-то вникал. А потом я и сам перестал советоваться. Был момент, когда и вовсе с ним прекратил отношения. Сейчас понимаю: это было искушение. А тогда… услышал какой-то недобрый отклик о нем и усомнился… Так я остался один.
— Это и стало началом ваших метаний?
— Плотно влез в изучение церковных канонов. Изучил всю «Кормчую» и узнал много неожиданного для себя. Например, из книг следовало, что священники должны всегда ходить в облачении. Стал и я всюду ходить в подряснике. Старался не осуждать других пастырей, но в сердце все равно прокрадывалась гордыня. А тут еще соблазн: некоторые священники службы сокращают. Я звонил нашим канонистам, отцу Роману Державину, потом отцу Рустику Гузю… Их объяснения меня не убедили. А они ведь предупреждали, что не нужно мне в эти дебри лезть, кончится это плохо для меня.
Вскоре я начал искать более «правильные» конфессии… И попал (к счастью, ненадолго), к представителям так называемой «истинной православной церкви» — раньше их звали катакомбниками. Отыскал их в Башкирии, но там не закрепился.
Я еще не ушел из нашей Русской Православной Церкви, но психологически был уже готов к этому. Ведь когда человек хочет смутиться, его всегда что-нибудь да смутит. Я поехал к старообрядцам-безпоповцам. Просто их храм оказался первым на моем пути. Познакомился с ними. Узнал, что у них нет священников, и это меня огорчило. Там сказали: если хотите с «попами»-старообрядцами иметь дело, спуститесь пониже к Волге… Там возле Станкозавода старообрядческий храм. В нем служат старообрядцы-«поповцы» Белокриницкого согласия («австрийцы»). Их храм был построен в 1910 году, несколько лет назад его передали старообрядческой общине. Там мне навстречу вышел старообрядческий священник Димитрий Мартышин. Этот умный и деликатный человек познакомился со мной, отнесся с радушием. Дал мне книги по истории старообрядчества. Почитал я те книжки, и их аргументы показались убедительными.
— А у вас в ту пору не всплывало в памяти название пьесы Грибоедова — «Горе от ума»?
— Было такое… От ума это все… Стал встречаться с отцом Димитрием. Он меня не агитировал, просто отвечал на мои вопросы. Я решил перейти к старообрядцам, и он связался с первоиерархом Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополитом Корнилием. Предстоятель поручил священнику первым делом выяснить, как меня крестили, погружением или обливанием. Но мама с папой у меня умерли, крестный тоже умер. И все же оказалось, что моя родная сестра (она старше меня на 10 лет) была на моем крещении в Покровском соборе. Она сказала, что меня не окунали в купель, а просто кропили. Тогда мне сказали, что для присоединения к старообрядцам я должен креститься заново. Каково это было услышать священнику, который уже пять лет стоял у престола в храме? Который сам не раз совершал Таинство Крещения? Но я был в таком ослеплении, что решил креститься заново.
— А как же: «Един Бог, едина вера, едино крещение»? Не вспоминали об этом?
— У меня были свои аргументы… Но пока еще я продолжал служить. Мой отход начался в феврале, а 14 апреля, на Радоницу, была моя последняя служба…
В этот день я приехал к Владыке Сергию с прошением перевести меня за штат по состоянию здоровья (тут я слукавил, — хоть и был довольно-таки болен, но не в этом была причина). А это был его день рождения! Владыка принял меня в кабинете, где было много цветов от прихожан, от пастырей… И тут я со своим нелепым прошением…
Мои родители познакомились в Куйбышеве, хотя оба они из самарского села Сырейка, — рассказывает иеромонах Антипа (Авдейчев). — Мама была швеей, папа работал на авиационном заводе. Я родился в Куйбышеве в 1964 году. Закончил Куйбышевский медицинский институт, работал по распределению невропатологом в оренбургском Абдулино. Вернулся оттуда в Самару с женой. Работал врачом-психотерапевтом. Защитил диссертацию, стал кандидатом медицинских наук. Получил второе высшее образование — окончил психологический факультет Самарского педагогического университета. Работал психиатром на скорой помощи в так называемой «психбригаде». Параллельно работал преподавателем на кафедре медицинской психологии самарского мединститута. Возглавил психологическую лабораторию на Куйбышевской железной дороге…
В 2001 году у меня в семье произошла трагедия. Во время купания в Волге утонула жена. Остался я с двумя детьми. Была большая тревога за сына и дочь. Неполная семья, дети без матери, ничего хорошего их не ждет… Стало ясно: нужно искать духовную опору. Детей стал водить в воскресную школу при Самарской Духовной семинарии, сам начал ходить в храм Михаила Архангела в поселке Запанском. Он находится рядом с нашей лабораторией. Там начал алтарничать у отца Константина Калашникова, а потом стал священником.
Я принял рукоположение в священнический сан в 2005 году. Мне тогда был уже 41 год.
— Вас сразу назначили настоятелем в Сырейку?
— Ради служения в Сырейке меня и рукоположили. Были некоторые препятствия для получения сана священника, и потому вначале я служил дьяконом в храме «Утоли моя печали» при Самарском университете путей сообщения и вовсе не надеялся стать пастырем. В том храме служит настоятелем отец Илия Борисов, бывший мой студент мединститута. Но я все-таки стал священником, — так решили, чтобы я смог построить храм в родном селе.
Когда меня рукополагали, я испытал чувство глубокой благодарности нашему Архипастырю — Архиепископу (ныне Митрополиту) Самарскому и Сызранскому Сергию. Он оказал мне доверие несмотря на мое недостоинство.И это чувство благодарности Архиерею я в своей душе сохранил и в период моих последующих метаний…
После окончания Литургии, на которой было мое посвящение в сан, Владыка мне как напутствие неожиданно строго сказал: «Смотри, не диссидентствуй… ». Мне бы внять его мудрому совету…
Пять лет я прослужил в Сырейке, построил храм в честь святого Димитрия Солунского. Закончил Семинарию. Много духовной литературы прочитал. Ум у меня всегда был пытливый, вот и начал я искать, но не находил ответа на многие острые вопросы.
— Кто был ваш духовник?
— Архимандрит Владимир (Наумов) из села Высокое Пестравского района Самарской области (он и постриг меня позже в монахи). Незадолго до моего посвящения в сан отец Владимир неожиданно сказал: «Если Владыка предложит стать священником — не отказывайся». А я ведь на это и не надеялся. Но когда Владыка предложил мне рукополагаться, сразу всплыли в памяти эти слова духовника. Отец Владимир человек высокой жизни, осторожный и внимательный духовник. Но в мои неофитские искания он не очень-то вникал. А потом я и сам перестал советоваться. Был момент, когда и вовсе с ним прекратил отношения. Сейчас понимаю: это было искушение. А тогда… услышал какой-то недобрый отклик о нем и усомнился… Так я остался один.
— Это и стало началом ваших метаний?
— Плотно влез в изучение церковных канонов. Изучил всю «Кормчую» и узнал много неожиданного для себя. Например, из книг следовало, что священники должны всегда ходить в облачении. Стал и я всюду ходить в подряснике. Старался не осуждать других пастырей, но в сердце все равно прокрадывалась гордыня. А тут еще соблазн: некоторые священники службы сокращают. Я звонил нашим канонистам, отцу Роману Державину, потом отцу Рустику Гузю… Их объяснения меня не убедили. А они ведь предупреждали, что не нужно мне в эти дебри лезть, кончится это плохо для меня.
Вскоре я начал искать более «правильные» конфессии… И попал (к счастью, ненадолго), к представителям так называемой «истинной православной церкви» — раньше их звали катакомбниками. Отыскал их в Башкирии, но там не закрепился.
Я еще не ушел из нашей Русской Православной Церкви, но психологически был уже готов к этому. Ведь когда человек хочет смутиться, его всегда что-нибудь да смутит. Я поехал к старообрядцам-безпоповцам. Просто их храм оказался первым на моем пути. Познакомился с ними. Узнал, что у них нет священников, и это меня огорчило. Там сказали: если хотите с «попами»-старообрядцами иметь дело, спуститесь пониже к Волге… Там возле Станкозавода старообрядческий храм. В нем служат старообрядцы-«поповцы» Белокриницкого согласия («австрийцы»). Их храм был построен в 1910 году, несколько лет назад его передали старообрядческой общине. Там мне навстречу вышел старообрядческий священник Димитрий Мартышин. Этот умный и деликатный человек познакомился со мной, отнесся с радушием. Дал мне книги по истории старообрядчества. Почитал я те книжки, и их аргументы показались убедительными.
— А у вас в ту пору не всплывало в памяти название пьесы Грибоедова — «Горе от ума»?
— Было такое… От ума это все… Стал встречаться с отцом Димитрием. Он меня не агитировал, просто отвечал на мои вопросы. Я решил перейти к старообрядцам, и он связался с первоиерархом Русской Православной Старообрядческой Церкви (РПСЦ) Митрополитом Корнилием. Предстоятель поручил священнику первым делом выяснить, как меня крестили, погружением или обливанием. Но мама с папой у меня умерли, крестный тоже умер. И все же оказалось, что моя родная сестра (она старше меня на 10 лет) была на моем крещении в Покровском соборе. Она сказала, что меня не окунали в купель, а просто кропили. Тогда мне сказали, что для присоединения к старообрядцам я должен креститься заново. Каково это было услышать священнику, который уже пять лет стоял у престола в храме? Который сам не раз совершал Таинство Крещения? Но я был в таком ослеплении, что решил креститься заново.
— А как же: «Един Бог, едина вера, едино крещение»? Не вспоминали об этом?
— У меня были свои аргументы… Но пока еще я продолжал служить. Мой отход начался в феврале, а 14 апреля, на Радоницу, была моя последняя служба…
В этот день я приехал к Владыке Сергию с прошением перевести меня за штат по состоянию здоровья (тут я слукавил, — хоть и был довольно-таки болен, но не в этом была причина). А это был его день рождения! Владыка принял меня в кабинете, где было много цветов от прихожан, от пастырей… И тут я со своим нелепым прошением…
Вт 19 Янв - 6:52 автор Admin
» Из жизни старообрядцев РПСЦ (белокриницкого согласия)
Вс 15 Мар - 19:08 автор Admin
» Чего боится Гундяев? Житель Смоленска о визите в город главы РПЦ МП
Чт 13 Мар - 21:07 автор Admin
» Как выжить в тюрьме? практическое пособие на всякий случай
Чт 13 Мар - 20:56 автор Admin
» Майдан глазами патриарха Кирилла. Мы не услышали от патриарха ни требований остановить кровопролитие, ни осуждения действий власти, ни призыва к политическому диалогу
Вс 23 Фев - 13:20 автор Admin
» "Православный активист" Дмитрий Энтео избил заведующего книжной лавкой при музее ГУЛАГа, бывшего сотрудника структур Московской Патриархии
Пт 21 Фев - 17:54 автор Admin
» Рейдерство по православному ( или РПЦ МП как она есть)
Чт 20 Фев - 2:47 автор Admin
» Без вины виноватые. О крайнем разобщении духовенства и священноначалия в РПЦ МП... Крик души
Сб 15 Фев - 11:53 автор Admin
» Чистый снег. Рассказ протоиерея Василия Мазур
Вт 11 Фев - 15:40 автор Admin