Обряд целования в разных местах имеет свои особенности. Например, в Москве перед гробом на достаточном расстоянии ставится аналой со святым Крестом. При пении прощальных стихер сначала священник с диаконом, потом родные и все молящиеся чинно, женщины вслед за мужчинами, по два в ряд, подходят ко Кресту с левой стороны гроба. Каждый совершает по два поклона в пояс, затем поочередно целуют Крест и полагают еще по одному земному поклону. После целования Креста подходят ко гробу уже по одному, с правой стороны, и целуют усопшего.
В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами целуют образ Спаса в правую стопу, а образ Богородицы - в правую руку, а затем целуют покойного («История и обычаи Ветковской церкви», гл. 32).
Известны и разные обычаи целования самого усопшего. В некоторых местностях целуют в уста («История и обычаи Ветковской церкви», гл. 32), в других - в венчик, лежащий на челе (лбу).
Все эти особенности обряда не записаны в богослужебных книгах, но передаются исстари по преданию. Поэтому не имеют смысла споры об исключительной правильности или древности того или другого из них. Следует только соблюдать порядок и единообразие, соответственно обыкновению, принятому в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский, и учительский смысл. Св. Симеон называет его знаком общения и единения, знаком того, «что, и умирая, мы не разлучаемся друг от друга... потому что будем жить во Христе» (Труды Симеона Фессалоникийского, с. 308).
Хотя здесь не рассматриваются особенности погребения иночествующих, считаем необходимым все же отметить: когда миряне присутствуют при погребении инока, они не должны целовать его, но просто кланяются в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки - в параманд с крестом, которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.
Кланяться же в землю усопшему должен каждый независимо от чина, церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного, прощая и ему все согрешения, вольные и невольные.
Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен сказать:
1) Дорогой раб божий (или раба Божия), имя рек, прости меня Христа ради во всем и за все;
2) а тебя Бог простит и благословит;
3) аще имаши дерзновение (т.е. если имеешь силу), помолися о мне грешнем (или: грешней) ко Господу Богу.
Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного поведения в доме Божием, и о том, как следует вести себя при служении за упокой - Вселенской Панихиды, Панихиды, Литий (в Литургии и после) и т.п. Как и во всяком богослужении, молитва за упокой также требует от нас живого участия, умом и сердцем. Поэтому когда угодно нельзя ходить по храму и раздавать милостыню за усопших, оставив молитву и других отвлекая; удобнее и приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда ведущий службу, как это принято в большинстве случаев, начал читать Помянник (Синодик) или записки за упокой. И делать это доброе дело - тихо и скромно, с молитвой и благоговением.
http://rpsc.ru/info/v-hrame
В других местностях аналой ставится по правую сторону от гроба и на нем полагается не Крест, а икона Пресвятой Богородицы с Предвечным Младенцем. Присутствующие попарно подходят справа и с такими же поклонами целуют образ Спаса в правую стопу, а образ Богородицы - в правую руку, а затем целуют покойного («История и обычаи Ветковской церкви», гл. 32).
Известны и разные обычаи целования самого усопшего. В некоторых местностях целуют в уста («История и обычаи Ветковской церкви», гл. 32), в других - в венчик, лежащий на челе (лбу).
Все эти особенности обряда не записаны в богослужебных книгах, но передаются исстари по преданию. Поэтому не имеют смысла споры об исключительной правильности или древности того или другого из них. Следует только соблюдать порядок и единообразие, соответственно обыкновению, принятому в данном месте.
Как и другие погребальные обряды, целование имеет и богословский, и учительский смысл. Св. Симеон называет его знаком общения и единения, знаком того, «что, и умирая, мы не разлучаемся друг от друга... потому что будем жить во Христе» (Труды Симеона Фессалоникийского, с. 308).
Хотя здесь не рассматриваются особенности погребения иночествующих, считаем необходимым все же отметить: когда миряне присутствуют при погребении инока, они не должны целовать его, но просто кланяются в землю перед гробом. Целуют усопшего инока только иноки - в параманд с крестом, которым закрывается лицо усопшего. Также и инок на погребении мирянина не целует его, а просто кланяется.
Кланяться же в землю усопшему должен каждый независимо от чина, церковного или светского звания. При этом надо мысленно просить прощения у покойного, прощая и ему все согрешения, вольные и невольные.
Кланяясь три раза умершему и прощаясь с ним, каждый должен сказать:
1) Дорогой раб божий (или раба Божия), имя рек, прости меня Христа ради во всем и за все;
2) а тебя Бог простит и благословит;
3) аще имаши дерзновение (т.е. если имеешь силу), помолися о мне грешнем (или: грешней) ко Господу Богу.
Скажем здесь, продолжая тему благопристойного и чинного поведения в доме Божием, и о том, как следует вести себя при служении за упокой - Вселенской Панихиды, Панихиды, Литий (в Литургии и после) и т.п. Как и во всяком богослужении, молитва за упокой также требует от нас живого участия, умом и сердцем. Поэтому когда угодно нельзя ходить по храму и раздавать милостыню за усопших, оставив молитву и других отвлекая; удобнее и приличнее это делать, испросив благословение, в то время, когда ведущий службу, как это принято в большинстве случаев, начал читать Помянник (Синодик) или записки за упокой. И делать это доброе дело - тихо и скромно, с молитвой и благоговением.
http://rpsc.ru/info/v-hrame
Вт 19 Янв - 6:52 автор Admin
» Из жизни старообрядцев РПСЦ (белокриницкого согласия)
Вс 15 Мар - 19:08 автор Admin
» Чего боится Гундяев? Житель Смоленска о визите в город главы РПЦ МП
Чт 13 Мар - 21:07 автор Admin
» Как выжить в тюрьме? практическое пособие на всякий случай
Чт 13 Мар - 20:56 автор Admin
» Майдан глазами патриарха Кирилла. Мы не услышали от патриарха ни требований остановить кровопролитие, ни осуждения действий власти, ни призыва к политическому диалогу
Вс 23 Фев - 13:20 автор Admin
» "Православный активист" Дмитрий Энтео избил заведующего книжной лавкой при музее ГУЛАГа, бывшего сотрудника структур Московской Патриархии
Пт 21 Фев - 17:54 автор Admin
» Рейдерство по православному ( или РПЦ МП как она есть)
Чт 20 Фев - 2:47 автор Admin
» Без вины виноватые. О крайнем разобщении духовенства и священноначалия в РПЦ МП... Крик души
Сб 15 Фев - 11:53 автор Admin
» Чистый снег. Рассказ протоиерея Василия Мазур
Вт 11 Фев - 15:40 автор Admin