ВОЗДВИЖЕНИЕ Креста Господня, христианский праздник, посвященный воспоминанию обретения святой равноапостольной царицей Еленой подлинного креста, на котором был распят Иисус Христос, и воздвижения его для общего чествования и поклонения. Празднуется 14 (27) сентября. В Православной Церкви — Господский двунадесятый праздник. Это единственный праздник, получивший начало одновременно с самим событием, которому он посвящен. Первое Воздвижение отпраздновано в Иерусалимской Церкви в начале 4 в. при самом обретении креста. Источники называют различные даты этого события — 313, 326. Наиболее достоверным является свидетельство Александрийской хроники 6 в., относящей его к 14 сентября 320. По преданию, царица Елена, мать императора Константина Великого, в 325 отправилась в Иерусалим с целью отыскать крест, на котором был распят Господь, и место погребения Христа. В результате раскопок на месте храма Венеры было найдено три креста. Для того, чтобы узнать, на каком из них был распят Господь, кресты поочередно возлагали на умершего человека; когда положили третий крест, умерший ожил.
От стечения множества народа не все могли видеть и целовать Крест Господень; тогда Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть. Это событие и было положено в основу богослужебного чина Воздвижения Креста. Частицы древа Животворящего Креста были разосланы по всей империи. С праздником Воздвижения Креста в 335 было соединено обновление храма Воскресения, построенного Константином Великим на месте обретения Креста. Иерусалимская церковь совершала эти праздники ежегодно с большой торжественностью. По свидетельству западной паломницы в Иерусалим конца 4 в. Сильвии Аквитанки и церковного историка Созомена (5 в.), празднование в Иерусалиме продолжалось восемь дней, и каждый день служба совершалась в различных местах при стечении множества паломников.
Церкви украшались так же, как на Пасху и Богоявление. Особенно широкое распространение и торжественность праздник Воздвижения получил после обретения Креста Господня в результате заключения мира в 628 между Византией и Персией. Праздник стал называться Всемирным Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста, т. е. общим для всех церквей Вселенской церкви. 3 мая — день торжественного внесения святого древа Императором Ираклием в Иерусалим — стал праздноваться в Западной церкви с 7 в. как «день обретения Креста». Воздвижение имеет день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства. Отдание — 21 сентября. Так как в праздник Воздвижения совершается служба кресту, то в этот день полагается строгий пост. После Вечерни крест Господень выносится из сосудохранильницы и полагается на престол; на Утрени, после великого славословия, крест выносится из алтаря, полагается на середине храма для поклонения; в соборных храмах и монастырях совершается особый чин воздвижения креста.
От стечения множества народа не все могли видеть и целовать Крест Господень; тогда Патриарх Иерусалимский Макарий поднялся на возвышенное место и воздвигнул Крест так, чтобы народ мог его видеть. Это событие и было положено в основу богослужебного чина Воздвижения Креста. Частицы древа Животворящего Креста были разосланы по всей империи. С праздником Воздвижения Креста в 335 было соединено обновление храма Воскресения, построенного Константином Великим на месте обретения Креста. Иерусалимская церковь совершала эти праздники ежегодно с большой торжественностью. По свидетельству западной паломницы в Иерусалим конца 4 в. Сильвии Аквитанки и церковного историка Созомена (5 в.), празднование в Иерусалиме продолжалось восемь дней, и каждый день служба совершалась в различных местах при стечении множества паломников.
Церкви украшались так же, как на Пасху и Богоявление. Особенно широкое распространение и торжественность праздник Воздвижения получил после обретения Креста Господня в результате заключения мира в 628 между Византией и Персией. Праздник стал называться Всемирным Воздвижением Честнаго и Животворящего Креста, т. е. общим для всех церквей Вселенской церкви. 3 мая — день торжественного внесения святого древа Императором Ираклием в Иерусалим — стал праздноваться в Западной церкви с 7 в. как «день обретения Креста». Воздвижение имеет день предпразднства (13 сентября) и семь дней попразднства. Отдание — 21 сентября. Так как в праздник Воздвижения совершается служба кресту, то в этот день полагается строгий пост. После Вечерни крест Господень выносится из сосудохранильницы и полагается на престол; на Утрени, после великого славословия, крест выносится из алтаря, полагается на середине храма для поклонения; в соборных храмах и монастырях совершается особый чин воздвижения креста.
Вт 19 Янв - 6:52 автор Admin
» Из жизни старообрядцев РПСЦ (белокриницкого согласия)
Вс 15 Мар - 19:08 автор Admin
» Чего боится Гундяев? Житель Смоленска о визите в город главы РПЦ МП
Чт 13 Мар - 21:07 автор Admin
» Как выжить в тюрьме? практическое пособие на всякий случай
Чт 13 Мар - 20:56 автор Admin
» Майдан глазами патриарха Кирилла. Мы не услышали от патриарха ни требований остановить кровопролитие, ни осуждения действий власти, ни призыва к политическому диалогу
Вс 23 Фев - 13:20 автор Admin
» "Православный активист" Дмитрий Энтео избил заведующего книжной лавкой при музее ГУЛАГа, бывшего сотрудника структур Московской Патриархии
Пт 21 Фев - 17:54 автор Admin
» Рейдерство по православному ( или РПЦ МП как она есть)
Чт 20 Фев - 2:47 автор Admin
» Без вины виноватые. О крайнем разобщении духовенства и священноначалия в РПЦ МП... Крик души
Сб 15 Фев - 11:53 автор Admin
» Чистый снег. Рассказ протоиерея Василия Мазур
Вт 11 Фев - 15:40 автор Admin