И сторонникам ветхого завета смею напомнить, что ветхозаветные нормы для нас не указ. Не стоит навязывать этот пусть и почитаемый, но атавизм для верующих христиан. Для христиан нет Закона, кроме Евангелия.
христианам первых веков бритье не являлось помехой в борьбе за души людские. Даже священники и епископы брились и как то не заморачивались на этот счет. Сами посмотрите византийские и римские фрески тех веков, доступны каждому. Особенно хорошо сохранились в Равенне благочестивые изображения бритых святителей и прочего духовенства. Византийские императоры многие брились. На это что вы скажете? они недостаточно мужественны были?
В Риме сбривание бороды было принято до правления императора Адриана и снова возобновилось с приходом Константина Великого.
Уязвимая точка в боевой схватке, поэтому еще Александр Македонский приказал своим воинам гладко бриться, дабы рука врага не схватила бороду солдата.
Лукиан из Самосаты по поводу бород выражался весьма язвительно:
«Если бы борода действительно была гарантией мудрости, то козел стал бы выше Платона».
В раннехристианском искусстве Христа (как ангела) изображали в виде юноши без бороды. Принятый в настоящее время извод (с длинными волосами и небольшой бородкой) внедрился значительно позже.
Кроме того, В "Церковной истории" Ордерика Виталия
бородачи ассоциировались с кающимися грешниками, заключенными и
паломниками, и .он сетует на то, что "сейчас почти все наши
соотечественники посходили с ума и носят маленькие бородки,
признавая тем самым, что, подобно козлищам смердящим, они
погрязли в мерзких вожделениях". Серлон Сеезский в читанной перед
королем в 1105 г. проповеди говорил, что
"длинные бороды придают людям вид козлов, чьей мерзкой порочности
постыдно подражают своими грехами прелюбодеи и содомиты"
. Далее он обрушивался на тех греховодников, которые не брили своей
бороды "из опасения, что их короткая щетина будет колоть их
любовниц во время поцелуев".
Одновременно подвергался критике и обычай носить длинные волосы,
мода на которые шла в паре с модой на бороды.
Бороды не
было ни у ангелов, ни у Адама до грехопадения; безбородыми
представали в средневековом фольклоре и первые люди. Иногда
безбородость воспринималась как результат аскетизма, и в Х11 в.
считалось, что бритые священники напоминают своим видом и ангелов
в их божественности, и мальчиков в их невинности и смирении.
Мысль о том, что волосы символизируют пороки, и поэтому отрезание
их символизирует обновление духа, была общепринятой в XI и XII
столетиях. Так, в XI в. мирянин, вступавший в Леринский монастырь,
произносил следующий обет: "Я предаю излишние волосы души моей
на пострижение в жертву и волосы головы моей на бритье как символ
(figuraliter), чтобы после того, как стану я слугой Христовым в
монастырском затворничестве, мог я презирать волю свою, дабы
ангелы охраняли с Божьей помощью душу мою в будущей жизни"'.
http://www.stormtower.ru/index.php Особенно подробно обсуждает символику стрижки и бритья
клириков Сикард Кремонский (вторая половина XII в.). Его
рассуждения, опирающиеся на работы Августина, Григория, Амалария
и на Гонория Августодунского, стоит привести целиком.
После того как Св. Петр был схвачен язычниками, ему обрили
бороду его, срезали волосы с головы его, но он пожелал, чтобы то, что
было сделано с ним в насмешку, рассматривалось как таинство в
память либо о муках Господних, либо моральных заветов, что должны
быть в нас. Ибо под "головой" понимается здесь разум, украшенный
мыслями (подобно тому как голова украшена волосами), каковой разум
должно, однако, обрить от излишних мыслей бритвой страха Господня,
с тем чтобы можно было созерцать небесные предметы открытым
ликом сердца.
Кружок волос означает украшение добродетелями; волосы
выстрижены ровным кружком, ибо добродетели совершенствуются в
гармонии любви, подобно тому как дух священнослужителя должен
быть крепок и замкнут внутри него как в ровном и гладком круге
(Horace. Sat., II, VII, 86), ибо среди геометрических форм ни одна так не
гармонична и не находится с собою в согласии больше, чем круг.
Верхняя часть головы обривается, и кружок волос остается в
нижней части в знак того, что разум может свободно созерцать
божественное (Матф., 22; 21), а чувственная природа (sensualitas),
находясь в гармонии и согласии с разумом, помышляет о мирском .
Волосы должны оставаться, потому что иногда нужно мыслить и о
вещах преходящих, необходимых в жизни, но такой длины, чтобы они
не мешали ушам и глазам, иначе мирские мысли отвлекут уши и глаза
разума на мирские дела, которые часто скрывают (от вас) слова сеятеля
(Лука, 8; 5-18); или мы терпим упреки, сыплющиеся на нашу голову с
тем, чтобы дождаться, когда увенчают нас венцом вечной жизни, тем
венцом, что обещал Господь любящим Его (Иаков, 1; 12). Мы бреем
бороду свою, дабы выглядеть как мальчики; подражая их скромности и
24
невинности, мы будем пировать с Господом и войдем во царствие
небесное (Матфей, 18; 3), и мы будем равны ангелам с их вечно
цветущей юностью. Но в течение постов мы отпускаем наши бороды,
стараясь выглядеть как кающиеся грешники...
Вт 19 Янв - 6:52 автор Admin
» Из жизни старообрядцев РПСЦ (белокриницкого согласия)
Вс 15 Мар - 19:08 автор Admin
» Чего боится Гундяев? Житель Смоленска о визите в город главы РПЦ МП
Чт 13 Мар - 21:07 автор Admin
» Как выжить в тюрьме? практическое пособие на всякий случай
Чт 13 Мар - 20:56 автор Admin
» Майдан глазами патриарха Кирилла. Мы не услышали от патриарха ни требований остановить кровопролитие, ни осуждения действий власти, ни призыва к политическому диалогу
Вс 23 Фев - 13:20 автор Admin
» "Православный активист" Дмитрий Энтео избил заведующего книжной лавкой при музее ГУЛАГа, бывшего сотрудника структур Московской Патриархии
Пт 21 Фев - 17:54 автор Admin
» Рейдерство по православному ( или РПЦ МП как она есть)
Чт 20 Фев - 2:47 автор Admin
» Без вины виноватые. О крайнем разобщении духовенства и священноначалия в РПЦ МП... Крик души
Сб 15 Фев - 11:53 автор Admin
» Чистый снег. Рассказ протоиерея Василия Мазур
Вт 11 Фев - 15:40 автор Admin