В одном из своих трудов диакон Андрей Кураев сказал, что Церковь использует внешнее благолепие, чтобы привлечь в свою паству и богатых. Однако Пастыреначальник Христос не подстраивался под запросы богатых фарисеев, саддукеев, первосвященников, книжников, как бы они Его ни призывали к сотрудничеству с ними, а остался другом нищих и обездоленных. Тогда Иуда Искариот лукаво пытался совместить служение Богу со своей страстью к наживе. Позже, в апостольские времена были случаи, когда христиане пытались одновременно служить и Богу и тварным вещам (история гибели сребролюбивого Анании и его жены Сапфиры (Деян.5,1-11)). Святитель Киприан Карфагенский объяснял большое количество отрёкшихся от Христа во время гонения императора Декия в 251 году тем, что христиане чрезмерно увлеклись любостяжанием - "Итак переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Никакой воин не связывает себя куплями житейскими, чтобы угодить военноначальнику" (2Тим.2,3-4).
Особенно быстрый и пагубный характер обмирщение приняло после легализации Христианства царём Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии. В малочисленные церковные общины хлынул мощный поток новообращённых, которых интересовал не столько Христос и дарованное им загробное спасение, сколько появившиеся социальные, материальные и государственные выгоды. Количественное увеличение церковной паствы повлекло за собой снижение качества этих пасомых. Внешние границы Церкви между верными, оглашенными, кающимися и язычниками были размыты, но внутри самой Церкви выросли, и существовавшие до этого, и появившиеся новые барьеры между священнослужителями, церковнослужителями, странствующими проповедниками, монахами, богатыми влиятельными (придворными) и бедными (в том числе, рабами) мирянами, между христианами различной национальности и с гражданством враждебных между собой государств и проч.
Священнослужители теперь стали чаще заниматься коммерцией и домогаться привилегий и должностей от государственной власти = вновь появились случаи симонии. Епископы – председатели в местных христианских общинах, прежде занимавшиеся преимущественно финансовыми вопросами (выполнявшие роль нынешних приходских старост или богатых благотворителей), не без помощи государственных силовых структур, фактически захватили всю полноту власти в церкви и запретили деятельность прежде почитаемых странствующих проповедников (бродячих учителей, пророков, изгонителей духов (экзорцистов), бездомных юродивых. Несколько ранее к ним относились и святые апостолы.
Некоторые ревнители чистоты Христианства считали, что "в миру" спастись теперь уже невозможно, и уходили в глухие пустыни горы и леса, где основывали монастыри. Но возросший авторитет монашества повлёк за собой обмирщение и самого монашества = монастыри стали богатеть, вовлекаться в политическую жизнь, и, наконец, были полностью подчинены правящим епархиальным архиереям, которые, через некоторое время стали избираться/назначаться исключительно из самих же монахов (иногда, не столько по стремлению их к высокой духовной жизни, сколько по их способности к административно-чиновнической церковной деятельности = нахождению компромиссов). Представители духовенства чаще стали стремиться к церковной карьере, церковным наградам, пышным титулам и высоким должностям.
Изменилась и внешняя церковная обрядовая практика: исчезли сплочённые раннехристианские общины, традиционные долгие ночные богослужения, апостольская простота и непосредственность, публичная исповедь, ответственность и торжественность принятия крещения, совершаемого после 40-дневного поста, во время божественной литургии в присутствии собравшейся местной общины, почти прекратилась проповедь христианства в отдалённых государствах, где христианских миссионеров стали воспринимать как византийских шпионов и даже диверсантов. В самой Византии церковная жизнь обросла сложными и замысловатыми церемониями, ритуалами и запретами.
И как результат отступления от Бога, в церкви почти полностью прекратились великие чудеса, о которых мы можем только с удивлением читать в Евангелии, в Деяниях и посланиях апостолов, в жизнеописаниях первых христианских мучеников, когда христиане одним словом исцеляли недужных, воскрешали мёртвых, изгоняли бесов, разрушали языческие капища, переставляли горы.
А теперь, из угодливости властям, христианские богословы стали восхвалять существующую Византийскую монархию и позорный и бесчеловечный рабовладельческий строй, хотя 1 Книга Царств (8 глава) говорит, что монархия – это постыдное языческое изобретение. Не остановило фанатичных монархистов и евангельские неприязненные отношения даже Самого Христа к царю Ироду, якобы "помазаннику Божьему", и к Понтию Пилату – полномочному представителю ещё более могущественного царя римского императора Тиберия.
Всем христианам (даже живущим за пределами Византийской империи) стала вменяться обязанность защищать политические интересы Византийского императора в нарушение заповеди Христовой уважать всякую государственную власть и не ввязываться ни в какие политические интриги: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Иисус, несмотря на трогательное последнее прощание с апостолами, с гневом и предельно резко, ответил им: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будьте Мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и даже до края земли."" (Деян.1,6-.
Византийскими чиновниками был придуман чуждый исконному христианскому учению «якобы христианский антисемитизм» для отвлечения христианизированного, но непросвещённого населения от острых государственных, социальных, национальных, внутрицерковных и других противоречий. При этом не учитывалось учение Церкви о том, что не только евреи, но и все люди своими грехами многократно сами распинают Христа, что среди евреев было много и тех, кто сочувствовал распинаемому Спасителю, а среди воинов, бичевавших и пригвождавших Христа к кресту, были италийцы, греки, варвары и скифы. Кроме того, Евангелие многократно подчёркивает, что Христос добровольно распялся ради любви к людям.
Со времён царя Константина начались войны между христианскими народами и царствами, а внутри самой христианской империи, протесты против социальной несправедливости и национального гнёта приняли ярко выраженную антицерковную (точнее, антиправославную) направленность, например, копты, армяне, сиро-яковиты, донатисты.
В настоящее время в православной среде крайне неохотно обсуждают проблему обмирщения Церкви, опасаясь непредсказуемых последствий организованной коллективной борьбы с этим пагубным явлением. Поэтому, христиане призываются только индивидуально противостоять обмирщению церковной жизни.
Конечно, Христианство не полностью потеряло свою ценность и не перестало быть спасительным для людей. Семена любви, которые посеял Христос, продолжают всходить даже сквозь многочисленные лукавые "терния" и давать свои прекрасные плоды святости.
VasilijB. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=630518.100
Особенно быстрый и пагубный характер обмирщение приняло после легализации Христианства царём Константином Великим в 313 году, а затем и возведением христианства в ранг государственной религии. В малочисленные церковные общины хлынул мощный поток новообращённых, которых интересовал не столько Христос и дарованное им загробное спасение, сколько появившиеся социальные, материальные и государственные выгоды. Количественное увеличение церковной паствы повлекло за собой снижение качества этих пасомых. Внешние границы Церкви между верными, оглашенными, кающимися и язычниками были размыты, но внутри самой Церкви выросли, и существовавшие до этого, и появившиеся новые барьеры между священнослужителями, церковнослужителями, странствующими проповедниками, монахами, богатыми влиятельными (придворными) и бедными (в том числе, рабами) мирянами, между христианами различной национальности и с гражданством враждебных между собой государств и проч.
Священнослужители теперь стали чаще заниматься коммерцией и домогаться привилегий и должностей от государственной власти = вновь появились случаи симонии. Епископы – председатели в местных христианских общинах, прежде занимавшиеся преимущественно финансовыми вопросами (выполнявшие роль нынешних приходских старост или богатых благотворителей), не без помощи государственных силовых структур, фактически захватили всю полноту власти в церкви и запретили деятельность прежде почитаемых странствующих проповедников (бродячих учителей, пророков, изгонителей духов (экзорцистов), бездомных юродивых. Несколько ранее к ним относились и святые апостолы.
Некоторые ревнители чистоты Христианства считали, что "в миру" спастись теперь уже невозможно, и уходили в глухие пустыни горы и леса, где основывали монастыри. Но возросший авторитет монашества повлёк за собой обмирщение и самого монашества = монастыри стали богатеть, вовлекаться в политическую жизнь, и, наконец, были полностью подчинены правящим епархиальным архиереям, которые, через некоторое время стали избираться/назначаться исключительно из самих же монахов (иногда, не столько по стремлению их к высокой духовной жизни, сколько по их способности к административно-чиновнической церковной деятельности = нахождению компромиссов). Представители духовенства чаще стали стремиться к церковной карьере, церковным наградам, пышным титулам и высоким должностям.
Изменилась и внешняя церковная обрядовая практика: исчезли сплочённые раннехристианские общины, традиционные долгие ночные богослужения, апостольская простота и непосредственность, публичная исповедь, ответственность и торжественность принятия крещения, совершаемого после 40-дневного поста, во время божественной литургии в присутствии собравшейся местной общины, почти прекратилась проповедь христианства в отдалённых государствах, где христианских миссионеров стали воспринимать как византийских шпионов и даже диверсантов. В самой Византии церковная жизнь обросла сложными и замысловатыми церемониями, ритуалами и запретами.
И как результат отступления от Бога, в церкви почти полностью прекратились великие чудеса, о которых мы можем только с удивлением читать в Евангелии, в Деяниях и посланиях апостолов, в жизнеописаниях первых христианских мучеников, когда христиане одним словом исцеляли недужных, воскрешали мёртвых, изгоняли бесов, разрушали языческие капища, переставляли горы.
А теперь, из угодливости властям, христианские богословы стали восхвалять существующую Византийскую монархию и позорный и бесчеловечный рабовладельческий строй, хотя 1 Книга Царств (8 глава) говорит, что монархия – это постыдное языческое изобретение. Не остановило фанатичных монархистов и евангельские неприязненные отношения даже Самого Христа к царю Ироду, якобы "помазаннику Божьему", и к Понтию Пилату – полномочному представителю ещё более могущественного царя римского императора Тиберия.
Всем христианам (даже живущим за пределами Византийской империи) стала вменяться обязанность защищать политические интересы Византийского императора в нарушение заповеди Христовой уважать всякую государственную власть и не ввязываться ни в какие политические интриги: "не в это ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю? Иисус, несмотря на трогательное последнее прощание с апостолами, с гневом и предельно резко, ответил им: "Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примите силу, когда сойдёт на вас Дух Святый, и будьте Мне свидетелями в Иерусалиме, во всей Иудее и Самарии и даже до края земли."" (Деян.1,6-.
Византийскими чиновниками был придуман чуждый исконному христианскому учению «якобы христианский антисемитизм» для отвлечения христианизированного, но непросвещённого населения от острых государственных, социальных, национальных, внутрицерковных и других противоречий. При этом не учитывалось учение Церкви о том, что не только евреи, но и все люди своими грехами многократно сами распинают Христа, что среди евреев было много и тех, кто сочувствовал распинаемому Спасителю, а среди воинов, бичевавших и пригвождавших Христа к кресту, были италийцы, греки, варвары и скифы. Кроме того, Евангелие многократно подчёркивает, что Христос добровольно распялся ради любви к людям.
Со времён царя Константина начались войны между христианскими народами и царствами, а внутри самой христианской империи, протесты против социальной несправедливости и национального гнёта приняли ярко выраженную антицерковную (точнее, антиправославную) направленность, например, копты, армяне, сиро-яковиты, донатисты.
В настоящее время в православной среде крайне неохотно обсуждают проблему обмирщения Церкви, опасаясь непредсказуемых последствий организованной коллективной борьбы с этим пагубным явлением. Поэтому, христиане призываются только индивидуально противостоять обмирщению церковной жизни.
Конечно, Христианство не полностью потеряло свою ценность и не перестало быть спасительным для людей. Семена любви, которые посеял Христос, продолжают всходить даже сквозь многочисленные лукавые "терния" и давать свои прекрасные плоды святости.
VasilijB. http://kuraev.ru/smf/index.php?topic=630518.100
Вт 19 Янв - 6:52 автор Admin
» Из жизни старообрядцев РПСЦ (белокриницкого согласия)
Вс 15 Мар - 19:08 автор Admin
» Чего боится Гундяев? Житель Смоленска о визите в город главы РПЦ МП
Чт 13 Мар - 21:07 автор Admin
» Как выжить в тюрьме? практическое пособие на всякий случай
Чт 13 Мар - 20:56 автор Admin
» Майдан глазами патриарха Кирилла. Мы не услышали от патриарха ни требований остановить кровопролитие, ни осуждения действий власти, ни призыва к политическому диалогу
Вс 23 Фев - 13:20 автор Admin
» "Православный активист" Дмитрий Энтео избил заведующего книжной лавкой при музее ГУЛАГа, бывшего сотрудника структур Московской Патриархии
Пт 21 Фев - 17:54 автор Admin
» Рейдерство по православному ( или РПЦ МП как она есть)
Чт 20 Фев - 2:47 автор Admin
» Без вины виноватые. О крайнем разобщении духовенства и священноначалия в РПЦ МП... Крик души
Сб 15 Фев - 11:53 автор Admin
» Чистый снег. Рассказ протоиерея Василия Мазур
Вт 11 Фев - 15:40 автор Admin