НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ФОРУМ ИВАНА АНАТОЛЬЕВИЧА

НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ФОРУМ ИВАНА АНАТОЛЬЕВИЧА

не предвзято о христианской религии и событиях в стране и мире

Наш хронометръ

Последние темы

Календарь гражданский

Сайт защищен

www.copyright.ru

Помоги ближнему

Наши друзья

Портал Credo. Непредвзято о религииКАНОН - Свод законов православной церквиДревлеправославная кафолическая церковь - Старопоморы-федосеевцы молитвы, молитвослов, акафисты, псалтырь

Наш баннер



Помянем собратьев украинцев


    Заповеди блаженства

    Поделиться
    avatar
    Admin
    Admin

    Сообщения : 307
    Дата регистрации : 2013-10-04
    Возраст : 32
    Откуда : Волгоград

    Заповеди блаженства

    Сообщение автор Admin в Ср 4 Дек - 21:03

    Что еще научает нас христианской надежде?
    Мы можем научиться христианской надежде через заповеди блаженства, твердое следование которым должно присоединить к молитве. Эти заповеди блаженства Спаситель произнес во время Своей Нагорной проповеди (Мф. 5-7 и Лк. 17-49). Учение о блаженстве разделяется на девять изречений.
    Как читаются заповеди блаженства?
    1. Блажени нищии духомъ, яко техъ есть Царствие небесное.
    2. Блажени плачущии, яко тии eтешатся.
    3. Блажени кротцыи, яко тии наследятъ землю.
    4. Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
    5. Блажени милостивии, яко тии помиловани будутъ.
    6. Блажени чистии сердцемъ, яко тии Бога узрятъ.
    7. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
    8. Блажени изгнани правды ради, яко техъ есть Царствие небесное.
    9. Блажени есте, егда поносятъ вамъ и изжденутъ вы, и рекут всякъ золъ глаголъ на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесехъ. (Мф. 5, 3-12).
    Что такое блаженство?
    Святой Григорий Нисский пишет, “прежде всего, полагаю, должно составить понятие о самом блаженстве, что оно такое. Блаженство, по моему рассуждению, есть объем всего, что представляется как благо, в котором нет недостатка ни в чем согласном с добрым пожеланием. Но понятие о блаженстве соделается для нас более известным из сличения с противоположным. Признак блаженства - непрестанная и тени не имеющая радость, происходящая от добродетели. А противоположно блаженству состояние бедственное”.

    О ПЕРВОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени нищии духом, яко тех есть Царствие небесное.
    Чему учит нас эта заповедь блаженства?
    Она учит нас быть нищими духом, то есть верить, что мы ничего своего не имеем, а имеем лишь то, что дарует Бог, и что ничего доброго не можем сделать без Божией помощи и благодати, и таким образом вменяем себя в ничто, и во всем прибегаем к милосердию Божию. Блаженный Феофилакт Болгарский пишет, что в этой заповеди Господь “выставляет смирение, как основание жизни. Так как Адам пал от гордости, то Христос восстановляет нас через смирение. Ибо Адам надеялся быть Богом. Сокрушенные душой - это нищие духом”.
    Чему еще учит нас Господь в этой заповеди?
    Он учит нас обнищать от всего порочного и не собирать себе “сокровище” грехов и ошибок. Кроме того здесь Бог повелевает нам собирать сокровище духовное, состоящие из добрых и благих дел, как Сам призывает к тому нас: “не съкрывайте себе сокровищ на земли, идеже червь и тля тлит и идеже татие подкоповают и крадут; съкрывайте же себе сокровища на небеси, идеже ни червь, ни тля тлит и идеже татие не подкоповают ни крадут, идеже бо есть сокровище ваше, ту будет сердце ваше/ не собирайте себе сокровищ на земле, где червь и тля истребляют и где воры подкапывают и крадут; собирайте же себе сокровища на небе, где ни червь, ни тля не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; ибо, где сокровище ваше, там будет сердце ваше” (Мф. 6,19-21), ибо “кая бо польза человеку, аще мир весь приобрящет, душу же свою отщетит? или что даст человек измену за душу свою?/ какая польза человеку, если мир весь приобретет, душе же своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?” (Мф. 16,26).

    О ВТОРОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени плачущии, яко тии утешатся.
    Кто такие плачущие?
    Плачущие - это те люди, которые непрестанно плачут и сокрушаются о грехах своих и ближних, о своем недостойном служении Господу, но при этом не впадают в отчаяние: “печаль бо, яже по Бозе, покаяние нераскаяно во спасение соделовает: а сего мира печаль смерть соделовает/ печаль, которая ради Бога, производит покаяние неизменное во спасение, а сего мира печаль смерть производит” (2 Кор. 7,10).
    Что обещает Бог плачущим?
    То, что они утешатся в Царствии Небесном, получив полное благодатное прощение грехов от Господа; Библия так повествует об утешении в Раю праведников, пришедших от великой скорби и плача: “суть пред престолом Божиим и служат Ему день и нощь в церкви Его, и Седяй на престоле вселится в ня; не възалчут к тому ни възжаждут, не имать же пасти на них солнце, и всяк зной: яко Агнец, иже посреде престола упасет я и наставит их на животныя источники вод, и отъимет Бог всяку слезу от очию их/ они пребывают пред престолом Божиим и служат Ему день и ночь в храме Его, и Сидящий на престоле вселится в них; (они) не будут уже ни алкать, ни жаждать, не будет палить их солнце и никакой зной: ибо Агнец (Христос), Который посреди престола будет пасти их и наставит их на живые источники вод, и отрет Бог всякую слезу с очей их” (Отк. 7,15-17).

    О ТРЕТЬЕМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени кротцыи, яко тии наследят землю.
    Кто такие кроткии?
    Это люди, которые никого не раздражают и ничем не раздражаются, никогда не возвышаются, ни жизнью, ни именем; не ропщут, не только на Бога, но и на людей; не умеют гневаться и возвышаться. Господь Бог постоянно призывает нас быть кроткими, как кроток Он Сам: “научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем/ научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем” (Мф. 11,29). К этому же зовет нас и апостол Павел: “кротость ваша разумна да есть всем человеком/ кротость ваша известна да будет всем человекам” (Фил. 4,5). Святой Ефрем Сирин так пишет о свойствах кротких: “кроткий, если и обижен, радуется; если и оскорблен, благодарит; гневливых укрощает любовию; принимая удары, не мятется; когда с ним ссорятся, спокоен; когда подчиняют, веселится; не уязвляется (чужою) гордынею, в унижениях радуется, заслугами не кичится, со всеми мирен, начальству покорен, на всякое дело готов, чужд лукавства, не знает зависти”
    Что Бог обещает кротким?
    Господь обещает им, что они наследуют землю, как об этом древле говорил царь Давыд: “праведницы же наследят землю и насладятся о множестве мира... праведницы же наследят землю и вселятся в век века на ней/ праведники же наследуют землю и насладятся множеством мира... праведники же наследуют землю и вселятся вовек на ней” (Пс. 36, 11 и 29). Под этой землей мы понимаем жизнь вечную на земле живых, там, где блаженно живут и никогда не умирают праведники, то есть в Царствии Небесном, как об этом говорит святой Давыд: “верую видети благая Господня на земли живых/ верую, что увижу благость Господню на земле живых” (Пс. 26,13).

    О ЧЕТВЕРТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени алчущии и жаждущии правды, яко тии насытятся.
    Что мы узнаем из этой заповеди?
    Мы узнаем, что блаженны жаждущие правды, уклоняющиеся от лжи, лести и лицемерия. Под правдой мы можем разуметь и всякую добродетель, которой должно полностью посвятить себя во славу Господа и которую необходимо жаждать и алкать подобно пище и питью. Христиане должны желать, чтоб Божественная правда утвердилась на земле вместо той неправды, которая гонит благочестие. Но полное насыщение этой правдой на земле возможно только через веру во Христа, как об этом говорит апостол Павел: “правда же Божия верою Исус Христовою во вся и на все верующих/ правда же Божия верою в Исуса Христа во всех и на всех верующих” (Рим. 3,22). Святой Афанасий Великий пишет о жаждущих правды, что это те, “которые творят правду с усердием и сильным желанием. Они, как сказано, насытятся и здесь, потому что довольны и малым; а гораздо более в жизни будущей, потому что всегда пребудут со Христом, где нет ни печали, ни воздыхания”.
    Что Господь обещает алчущим и жаждущим правды?
    Милосердный Господь обещает, что все истинно алчущие и жаждущие правды и добродетели совершенно насытятся ею в Царствии Небесном, на новом небе и на новой земле, “в них же правда живет/ на них же правда живет” (2 Пет. 3,13). Там, в вечной жизни, наслаждаясь блаженством и славой Христа, душа праведника сможет насытиться и Божественной правдой, как о том поет царь Давыд: “насыщуся, внегда явитмися слава Твоя/ насыщусь, когда явится мне слава Твоя” (Пс.16,17).

    О ПЯТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени милостивии, яко тии помиловани будут.
    Как должно исполнять эту заповедь блаженства?
    Эту заповедь Христову должно выполнять посредством дел милости, телесных и духовных. Господь Бог на Своем Страшно Суде спросит каждого христианина о шести добродетелях, которые и есть дела милосердия, это:
    1. дать есть алчущему,
    2. напоить жаждущего,
    3. принять странника,
    4. одеть нагого,
    5. посетить болящего,
    6. прийти к заключенному в темнице (Мф. 25,35-36).
    К телесным делам милосердия также относится погребение умерших в нищете и молитва за них; людям совершающие это приятны Господу и сподобляются помощи и благословения от Него, как о том сказал архангел Рафаил благочестивому Товиту: “когда моляшеся со слезами и погребаше мертвыя и, опущьши обед свой, мертва сокры в день в дому твоем, а в нощи погребе его, аз приносих молитву твою Господу Богу и приятна бысть пред Ним/ когда ты молился со слезами и погребал мертвых и, оставив обед свой, мертвого укрывал днем в дому своем, а ночью погребал его, я приносил молитву твою Господу Богу и приятна была пред Ним” (Тов. 12,12-13).
    Каковы духовные дела милосердия?
    Прежде всего, это наставление грешников на путь истинный, к чему призывает нас апостол Иаков: “братия, аще кто в вас заблудит от пути истинны и обратит кто его, да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, и спасет душу от смерти и покрыет множество грехов/ братья, если кто из вас уклонится от пути истинного и вернет/ обратит кто его, да знает он, что обративший/ вернувший грешника от пути его заблуждения, и спасет душу от смерти, и покроет множество грехов” (Иак. 5,19). Второе духовное дело милосердия - иметь ко всем любовь, как тому учит нас Слово Божие: “любите друг друга” (Ин.15,17), “прежде же всех яже к себе любовь прилежну имуще, зане любовь покрывает множество грехов/ прежде же всего между собой любовь усердную имейте, ибо любовь покрывает множество грехов” (1 Пет. 4,Cool. Всякий, кто будет соблюдать эти духовные и телесные дела милосердия будет помилован Богом на Страшном Суде и вкусит вечного райского блаженства.

    О ШЕСТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят.
    Кто такие чистые сердцем?
    Это те, кто соблюдают чистоту сердечную и телесную. Они должны отвергать от себя всякие худые желания и мысли, пристрастие к земному, к чему Он Сам призывает нас: “внемлите же себе, да некогда отягчают сердца ваша объядением и пиянством и печальми житейскими/ смотрите же за собою, да не отягчаются сердца ваши обжорством и пьянством и печалями житейскими” (Лк. 21,34). Чистые сердцем должны помышлять только о Господе Боге. Святой Афанасий Великий так говорит о чистых сердцем: “очистивший сердце свое от всякого страстного расположения в собственной лепоте своей видит образ Божия естества. А душевная чистота достаточна к тому, чтобы, как в зеркале, изображать в себе Бога”. Образцом жизни, чистой сердцем и душою, может служить жизнь монашеская, как об этом пишет святой Феодор Студийский: “исповедаю, что монашеский образ высок, возвышен, ангельский и очищает всякий грех совершенною жизнию”.
    Что Бог обещает тем, кто имеет чистое сердце?
    То, что во Царствии Небесном они узрят Его Самого. Апостол Иоанн Богослов, соблюдший чистоту сердца и тела, так описывает в своем Откровении (Апокалипсисе) блаженство праведников, сохранивших чистоту, - они стоят пред престолом Господним и поют дивную песнь Богу - “сии суть, иже с женами не осквернишася, зане девственицы бо суть; сии последуют Агнцу, яможе аще пойдет. Сии суть куплени от людии первенцы Богу и Агнцу, и во устех их не обретеся лесть, яже без порока убо суть пред престолом Божиим/ это те, которые с женщинами не осквернились, ибо они девственники; они следуют Агнцу (Христу), куда бы Он не пошел. Они искуплены из людей - первенцы Богу и Агнцу, и во устах их не обретается лесть, ибо они непорочны пред престолом Божиим” (Отк. 14,4-5).

    О СЕДЬМОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся.
    Как должно исполнять эту заповедь блаженства?
    Мы, если желаем получить вечное блаженство в Царствии Божием, должны иметь со всеми мир, лишенный злобы и ненависти, к чему и призывает всех святой Павел: “мир Божий, превосходяй всякаго ума, да соблюдает сердца ваша/ мир Божий, превосходящий всякий ум, да соблюдает сердца ваша” (Фил. 4,7). Мы также должны поступать со всеми дружелюбно и никогда не подавать причин к несогласию; случившееся же несогласие прекращать любыми способами, даже с уступкою нашего права, если только это не противно закону Божию и ни для кого не вредно; стараться и других враждующих между собою примирять, насколько хватит наших возможностей и сил, а когда примирить не можем, должны молить Бога, чтоб Он примирил враждующих.
    Какая награда ждет миротворцев?
    В Царствии небесном они будут названы сынами Божиими, поскольку своим подвигом они подражают Единородному Сыну Божию, Пришедшему на землю примирить согрешившего человека с Богом. Поэтому и обещается им имя сынов Божиих и, без сомнения, достойная этого имени степень блаженства.

    О ВОСЬМОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени изгнани правды ради, яко тех есть Царствие небесное.
    О чем говорится в этой заповеди Христовой?
    О том сколь блаженны люди, пострадавшие за правду Божию, но не изменившие ей. Эта заповедь блаженства требует от нас правдолюбия, постоянства и твердости в добродетели, мужества и терпения, когда мы подвергаемся бедствиям за то, что не хотим изменить правде Божией и добродетели и покориться греховному миру; а о том, что мир ненавидит христиан, предупреждает нас Сам Бог: “аще мир вас ненавидит, ведите, яко Мене прежде вас возненавиде. Аще от мира бысте были, мир убо свое любил бы; яко же от мира несте, но Аз избрах вы от митра, сего ради ненавидит вас мир/ если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел. Если бы от мира вы были, то мир свое любил бы; а вы не от мира, но Я избрал вас от мира, поэтому ненавидит вас мир” (Ин. 15,18-19).
    Что ожидает гонимых за правду?
    Их ожидает Царство Небесное, ибо они отреклись от греховного мира - царства земного. О всех верующих, избранных Им от мира, Сам Христос возносил молитву Богу Отцу, говоря: “Отче, их же дал еси Мене, хощу, да идеже есмь Аз и тии будут со Мною/ Отче, которых Ты дал Мне, хочу, чтобы там, где Я, и они были со мною” (Ин. 17,24). И если мы, православные христиане, не убоимся соблазнов этого мира, угроз и казней врагов Божиих, но будем исповедывать нашу веру даже до смерти, то получим великое воздаяние у Христа: “блажени мертвии, умирающе о Господе, отныне ей, глаголет Дух, да почиют от трудов своих, дела бо их ходят въслед с ними/ блаженны мертвые, умирающие за Господа; отныне, ей, говорит Дух, да почиют от трудов своих, дела их идут вслед за ними” (Отк. 14,13).

    О ДЕВЯТОМ БЛАЖЕНСТВЕ

    Блажени есте, егда поносят вам и изжденут, и рекут всяк зол глагол на вы лжуще Мене ради. Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех.
    Как должны мы исполнять эту заповедь Христову?
    Исповедовать веру и служить Церкви мы должны будучи готовы с радостью принять всякое поношение, гонение, бедствие и саму смерть за Христа. Подобный подвиг называется подвигом мученичества. Награда на небесах за этот подвиг столь велика, что человеческий язык не в силах описать ее. Писание многократно призывает нас исповедывать веру Христову - Сам Господь призывает нас: “не убойтеся от убивающих тело, душу же не могущих убити; убойте же ся паче могущаго и душу и тело погубити в геене/ не бойтесь убивающих тело, душу же не могущих убить; бойтесь же более того, кто может и душу и тело погубить в геенне” (Мф. 10,28), “блажени будете, егда возненавидят вас человецы и егда разлучат вы, и поносят, и пронесут имя ваше, яко зло, Сына Человеческаго ради/ блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда разлучат вас, и оклевещут, и пронесут имя ваше, как бесчестное, ради Сына Человеческого” (Лк. 6,22). Святые апостолы испытав темничное заключение и побои от еврейского Синедриона: “идяху, радующеся, от лица собору, яко за имя Его сподобишася безчестие прияти/ пошли из собрания (Синедриона), радуясь, что за имя Его (Христа) сподобились бесчестие принять” (Деян. 5,41). И мы должны во всем последовать примеру апостолов и заповедям Господа, дабы совершенно исповедывать пред всеми свою православную веру, не страшась гонений и казней, но чаю Царствия Небесного, как тому научает нас святой Александр Александрийский: “мы готовы и умереть, не обращая внимания на тех, которые вынуждают нас отказаться от веры, хотя бы принуждение сопровождалось и пыткой”.

      Текущее время Сб 15 Дек - 21:34