НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ФОРУМ ИВАНА АНАТОЛЬЕВИЧА

НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ФОРУМ ИВАНА АНАТОЛЬЕВИЧА

не предвзято о христианской религии и событиях в стране и мире

Наш хронометръ

Последние темы

Календарь гражданский

Сайт защищен

www.copyright.ru

Помоги ближнему

Наши друзья

Портал Credo. Непредвзято о религииКАНОН - Свод законов православной церквиДревлеправославная кафолическая церковь - Старопоморы-федосеевцы молитвы, молитвослов, акафисты, псалтырь

Наш баннер



Помянем собратьев украинцев


    Старинный православный Устав о поклонах, сохраненный старообрядцами и единоверцами

    Admin
    Admin
    Admin

    Сообщения : 307
    Дата регистрации : 2013-10-04
    Возраст : 33
    Откуда : Волгоград

    Старинный православный Устав о поклонах, сохраненный старообрядцами и единоверцами Empty Старинный православный Устав о поклонах, сохраненный старообрядцами и единоверцами

    Сообщение автор Admin в Ср 20 Ноя - 21:24

    Поклоны
    Поклоны - в богослужении видимый знак почитания Господа, Божией Матери и всех святых Его. В старообрядческой молитвенной практике, как и в дораскольной русской Церкви, поклоны бывают трех видов. Вот как об этом говорится в дораскольной книге "Сын церковный" и в позднейшем Красном уставе: "На трое поклоны именуемы суть, от них же первый - обычный поклон, то есть до персей или пупа, и потом поклон средний, то есть в пояс, и третий поклон - большой, то есть в землю.



    Егда же прилучится класти земные поклоны, то не бей главою своею в землю, и не стукай ею в мост (пол. - Авт.) церковный, или в дому такожде, но точию колени приклоняй и главу свою низко допущай, а в землю ея не притыкай, но на подручник полагай. А руки обе от сердца своего поведи вместе и клади их на подручник вежливо, а локтей своих не растопорщивай... такоже и поклоны творим, равно и купно вси поклоняемся, такожде и восстаем, зряще на настоятеля". Кроме описанного здесь земного поклона, который именуется великим, существуют еще метания, т.е. земные поклоны, выполняемые быстро, один за другим, что снимает требование о приклонении главы до самого подручника.
    http://rpsc.ru/history/drevlepravoslavnie-tradicii/poklonyi


    Устав о поклонах

    На молитве Святому Духу «Царю Небесный», когда она читается (или поется) в начале какого-либо последования, не кланяясь, ограждаемся крестным знамением, а в Великий пост в конце ее - поклон до земли, с крестным знамением.

    На «Трисвятом»: «Святыи Боже, Святыи Крепкии, Святыи Безсмертныи, помилуй нас» (трижды) - три поклона. Только когда эта молитва поется в конце Великого Славословия за Всенощным бдением, а также на Литургии перед чтением Апостола (или когда в иных случаях по Уставу она поется) поклонов не бывает.

    На молитве Господней «Отче наш» поклон поясной в конце ее, когда она поется на Литургии и перед обедом; во всех же иных случаях поклона не бывает.

    На «Приидите поклонимся» три поклона. И кроме этого, когда в псалмах, стихерах и тропарях встречаются слова: «кланяюсь», «поклоняюсь», «кланяемся», «поклоняемся», «поклонимся», «поклоняющеся», «поклоняющихся» и «поклоняющимся», - всегда кланяются в пояс. На «Аллилуйя», когда она бывает по «славе» за каким-либо псалмом, так: «Аллилуйя, аллилуйя, слава Тебе, Боже» трижды, три поклона в пояс, кроме «Аллилуйи», среди ексапсалмов бываемой, без поклонов.

    На молитвах «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам» на Вечерне и «Слава в вышних Богу» (вначале) на Павечернице и на Утрене - три поясных поклона.

    Когда священник или диакон произносит сугубую ектению, на одном из прошений, оканчивающемся словами «рцем вси», полагаются три поясных поклона (вначале пения «Господи, помилуй» 12 раз; в иных случаях - бывает 40 и 50 раз); когда же служба совершается без священника, вместо сугубой ектении поется сорок раз «Господи, помилуй», а также вместо «прилежных молений» на литии (исхождение в притвор за Всенощным бдением, воскресной и некоторыми иными службами) поется эта же молитва 40, 30, и 50 раз. Во всех этих случаях три поклона сохраняются также вначале пения «Господи, помилуй».

    Перед молитвой отпуста, на Вечерне и Утрене, и на Молебне, начиная с «Честнейшую херувим», а на Литургии и Обеднице, - с «Достойно есть», «Слава», «и ныне», «Господи помилуй» дважды, «Господи благослови», всегда по четыре поклона, на Вечерне, Утрене и Молебне все поясные, а на Литургии и Обеднице первый поклон всегда земной.

    На «Честнейшую херувим», когда эта молитва бывает в середине какого-либо последования (например, при молитве за ужин), всегда поясной поклон.

    В начале Полунощницы на молитве «Слава Тебе, Боже наш, Слава Тебе всяческих ради» ограждаются крестным знамением без поклона единожды; а на следующей за этим молитве «Боже, очисти мя грешнаго» три поклона в пояс.

    После первого и последнего величания празднику, во время праздничной Утрени (совершаемой обычно с вечера), поклон всегда земной.

    На пении «Слава Тебе, Господи» перед чтением Евангелия и после него - по поясному поклону.

    На первый запев первой и девятой песни, во всех канонах, всегда по поклону в пояс.

    После катавасии восьмой песни канона на Утрене - поклон в пояс.

    На молебнах на каждую катавасию после каждой песни - по поясному поклону, и на троекратное «Господи помилуй», которое бывает после катавасии на молебне, - три поклона, также в пояс.

    На песнь Богородицы «Величит душа моя Господа», которая поется на Утрене перед девятой песнью канона, на каждый припев «Честнейшую херувим» - поясной поклон, а на последний, шестой, припев - поклон в землю.

    Во всех случаях, когда по Уставу не поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа», тогда поясные поклоны полагаются на ирмосах девятой песни праздничного канона.

    После молитвы Богородице «Достойно есть» или заменяющего его песнопения (задостойника) поклон всегда земной.

    Поклоны на Святой Литургии

    Кроме общих, особые поклоны имеются на Божественной литургии, совершаемой почти что ежедневно в течение года, которые и перечисляются ниже.

    На выход с Евангелием - поклон в пояс с молитвой «Слава, Господи, Кресту Твоему и Воскресению». На переносе Святых Даров, после того как пропоют первую часть «Херувимской песни», полагаются три поклона в следующем порядке. На первый возглас священника «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в пояс с молитвой: «Помяни мя, Господи, егда приидеши во Царствии Си». На второй возглас: «Да помянет Господь Бог всех вас...» - также поясной поклон с молитвой: «Помяни мя, Владыко, егда приидеши во Царствии Си». На третий возглас: «Всех вас да помянет Господь Бог...» - поклон в землю с молитвой: «Помяни мя, Святыи, егда приидеши во Царствии Си». Если священник служит с диаконом, то поклоны полагаются только на возгласы священника. Если же совершается архиерейская служба, то на третий возглас священника никакого поклона не бывает, земной поклон с вышеуказанной молитвой полагается на последний возглас епископа, заканчивающийся словами: «...и всех православных христиан да помянет Господь Бог во Царствии Своем, всегда, и ныне и присно, и во веки веком».

    На возгласы священника или епископа: «Приидите и ядите, се есть Тело Мое...», «Пийте от нея вси, се есть Кровь Моя...» и «Твоя от Твоих, к Тебе приносяще...» - полагается по поклону в пояс, с молитвой Исусовой.

    На возглас: «Изрядно о Пресвятей, Пречистей...» - поклон в землю, с молитвой: «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

    На возглас «Со страхом Божиим и верою приступите» - поклон в пояс с молитвой Исусовой.

    Такой же поклон с молитвой: «Слава, Господи, Вознесению Твоему» -  на возглас: «Всегда, и ныне и присно, и во веки веком».

    На возглас «Господу помолимся» перед заамвонной молитвой - поясной поклон с молитвой «Господи, помилуй».

    На «Буди имя Господне благословенно от ныне и до века» - три поклона в пояс. Эти поклоны бывают и тогда, когда «Буди имя Господне...» поется на всенощном бдении и на обеднице (окончании часов, когда не бывает Литургии).

    Если служит епископ, тогда, согласно Уставу, от него бывает осенение (благословение) молящихся дикирием и трикирием, на что молящиеся отвечают (без крестного знамения) земным поклоном (можно с кратким благодарным славословием Богу: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе»).

    Когда епископ или священник, произнося отпуст Литургии, в конце его ограждает молящихся напрестольным Крестом, совершается поясной поклон с молитвой: «Слава, Господи, Кресту Твоему Честному» «По отпусте, егда ко Кресту идеши, тако же совесть свою истязуй, чтобы еси был достоин», - напоминает книга «Сын церковный». Священнослужитель, когда ограждает Животворящим Крестом Христовым порознь каждого, должен произносить молитву: «Силою и заступлением Честнаго и Животворящаго Креста Твоего, сохрани его (ея) Господи». Молящиеся, подходя ко Кресту, «проверив свою совесть», осеняют себя крестным знамением (не совершая поклона) с молитвой: «Верую Господи и покланяюся Честному и Животворящему Кресту Твоему, яко на нем соделал еси спасение посреди земли» («Сын церковный», глава 59). (Более правильно поступают в тех приходах, где принято, подходя ко Кресту, делать поясной поклон (без крестнаго знамения), затем крестятся с молитвой: «Верую, Господи, и покланяюся...»; в этом случае действия христианина полнее соответствуют содержанию молитвы.) И целуют сперва Крест (в правую ножку Спасителя, как уже было сказано выше), а затем держащую его руку священнослужителя. Если же кто-либо из подходящих ко Кресту причащался за данной Литургией, то он не целует руку священника, а только Крест Христов.

    Поклон в пояс, без крестного знамения, следует делать, когда священнослужитель возглашает «Мир всем», мысленно отвечая ему (вместе с певцами): «И духови твоему».

    В некоторых приходах молящиеся совершают поясной поклон (без крестного знамения) при открывании Царских Врат во время службы. И это соответствует благообразию и чину поведения в доме Божием, что и должно быть во всяком храме.


    Поклоны в Великий пост
    В Великий Пост, в повседневной службе, практически все из вышеперечисленных поклонов бывают земными. Исключаются из этого правила только начало Вечерни (до «Сподоби, Господи, в вечер сей...») и Павечерницы (до «Слава в вышних Богу...») в воскресные дни Великого поста вечером, и Утрени повседневной (до первой «славы» на кафизмах) - во всех названных случаях поклоны полагаются в пояс. Имеются в великопостное время и свои, дополнительные, поклоны. Это в первую очередь семнадцать земных поклонов с молитвой преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко животу моему...», положенные в Пост при конце всякого церковного последования. Но на Вечернях воскресных (под понедельник) и в праздничные (полиелеосные) службы в Великий пост эта молитва сокращается до всего лишь четырех земных поклонов, а в конце праздничной великопостной Утрени - до трех.

    На совершаемой в Пост в храме Великой павечернице после прочтения Символа Веры («Верую во Единаго Бога») поются по клиросам по дважды припевы: «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая, моли Бога о нас, грешных» - и иные, с земными поклонами. Пропев припев, клирос, а вместе с ним молящиеся на правой или левой половине храма совершают земной поклон. В это время другой клирос и молящиеся другой стороны не кланяются. Таким образом, на каждый припев фактически совершается один поклон, но по частям: сначала одной половиной церкви, потом - другой. На великопостных полиелеосных службах и когда с великой Павечерницы начинается праздничное всенощное бдение (под праздники Рожества Христова, Богоявления Господня и Благовещения Пресвятой Богородицы), все указанные поклоны - поясные, но очередность их, описанная выше, сохраняется. После припевов «О Пресвятая Госпоже...» в чине великой Павечерницы следует «Трисвятое», на котором совершаются три поклона, всегда в пояс.

    Также поясными по Уставу являются все поклоны на Полунощнице в понедельник первой седмицы Великого Поста и поклоны на великопостных субботних и воскресных службах. Начиная с Вечерни в пятницу земные поклоны оставляются, кроме особых, бывающих неизменно во весь год и уже перечисленных выше.

    В течение всего Поста по средам, пятницам, а также по отдельным праздникам, прилучающимся в Великий Пост посреди недели, служится (к сожалению, не во всех приходах) Литургия Преждеосвященных Даров. По чину своему эта служба есть подобие Вечерни, и ее духовная суть - усиленная, особо усердная молитва Богу. Моментом же, наиболее ярко выражающим эту суть внешне, является пение на амвоне диаконом или чтецом молитвы: «Да ся исправит молитва моя, яко кадило пред Тобою, воздеяние руку моею, жертва вечерняя». Когда данный стих из Псалтыря поется первый раз, то весь храм совершает земной поклон без крестного знамения, и клирос и прихожане в течение всего пения лежат «на лицы своем, молящеся». Дальнейший порядок поклонов схож с уже описанным обычаем поклонения на великой Павечернице, на припевах «О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице Всемилостивая...». Когда вслед за диаконом «Да ся исправит» поет ведущий клирос (чаще - левый), вся «его» половина храма (соответственно, левая) поднимается и творит молитву стоя. Затем диакон поет следующий стих, а другой клирос (чаще - правый) вновь поет полностью «Да ся исправит...». Тогда вместе с певцами встает другая половина молящихся в церкви, правая, а левая снова творит земной поклон и находится в поклоне до конца пения. Такое попеременное моление правой и левой половины стоящих в церкви происходит пять раз. (Во время пропевания последнего «Да ся исправит...» на первой половине этого стиха все молящиеся лежат «на лицы своем», а на пении второй половины стиха - все встают.) После последнего «Да ся исправит» вместе со священником весь храм совершает три земных поклона с молитвой св. Ефрема Сирина. И другие бывающие на Литургии Преждеосвященных Даров поклоны также являются земными. Необходимо, однако, сказать и о том, что из этого правила есть следующие исключения. Когда Литургия Преждеосвященных Даров совершается в пятницу, на Вечерне, которая является частью Литургии, все поклоны поясные, так как Вечерня есть начало субботней службы, а во все субботы Великого поста земных поклонов не бывает. Собственно же Литургия Преждеосвященных Даров (начиная с «Да ся исправит») относится к пятнице, поэтому на ней все поклоны - земные, о чем уже говорилось выше. Такой порядок поклонов поясных и земных бывает не только в пятницу, но и когда «Преждеосвященная» служба совершается за день до какого-либо праздничного дня, в который по Уставу и в Великий пост не положено творить земные поклоны (например, накануне Благовещения Пресвятой Богородицы). Поясными являются также все поклоны на совершаемых в Великий пост требах (на погребениях, молебнах, соборованиях и в начале Исповеди).

    http://rpsc.ru/info/v-hrame

      Текущее время Пн 27 Май - 0:13