НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ФОРУМ ИВАНА АНАТОЛЬЕВИЧА

НЕЗАВИСИМЫЙ ХРИСТИАНСКИЙ ФОРУМ ИВАНА АНАТОЛЬЕВИЧА

не предвзято о христианской религии и событиях в стране и мире

Наш хронометръ

Последние темы

Календарь гражданский

Сайт защищен

www.copyright.ru

Помоги ближнему

Наши друзья

Портал Credo. Непредвзято о религииКАНОН - Свод законов православной церквиДревлеправославная кафолическая церковь - Старопоморы-федосеевцы молитвы, молитвослов, акафисты, псалтырь

Наш баннер



Помянем собратьев украинцев


    Антифонное (попеременное пение 2-х хоров в храме во время богослужения)

    Admin
    Admin
    Admin

    Сообщения : 307
    Дата регистрации : 2013-10-04
    Возраст : 33
    Откуда : Волгоград

    Антифонное (попеременное пение 2-х хоров в храме во время богослужения) Empty Антифонное (попеременное пение 2-х хоров в храме во время богослужения)

    Сообщение автор Admin в Ср 20 Ноя - 20:54

    Антифо́нное пе́ние, хоровое (ансамблевое) пение, в котором попеременно звучат два хора (или два вокальных ансамбля). Антифонное пение применялось в древнегреческой трагедии (где хор делился на 2 полухория) и, возможно, в древнееврейском богослужении[1]. По данным греческого историка V века Сократа Схоластика, в христианское богослужение введено Игнатием Антиохийским. Другие древние авторы относят появление антифонного пения к IV–V векам от Р.Х., иногда также указывая в качестве источника традиции Антиохию. На Западе окончательно закрепляют семантику антифонного пения Исидор Севильский (VII в.) и Аврелиан из Реоме (IX в.), которые, употребляя термин антифон, имеют в виду не форму (жанр) богослужебной монодии, а именно способ исполнения (распева) стиха: «Antiphona <...> vox reciproca duobus scilicet choris alternatis psallentibus»[2]. В византийском обиходе антифонно распевались псалмы и библейские песни. У католиков антифонно поются псалмы, причём стихи распеваются поочерёдно двумя группами певчих (в т.ч. антифонно поётся малая доксология Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto...). В русском православном богослужении антифонное пение, предусмотренное Уставом, ныне почти не соблюдается[3]. Понятно, что при наличии только одного хора исполнение положенных песнопений антифонным способом невозможно.

    Антифоны

    Антифоны — понятие нашей литургической практики весьма древнее. В сущности это даже и не форма особых песнопений, как, напр., тропарь, кондак, стихира, а скорее способ песенного исполнения тех или иных псалмов или гимнов. Название это происходит от άντί и φονέω и означает пение попеременно, чередуясь, или пение на два хора. Происхождение этого способа пения древне-греческое; оно было известным в древней драме и оттуда перешло и к церковному обиходу. О религиозном использовании этого метода петь впервые мы знаем от Филона, который описывает в своем сочинении "О созерцательной жизни" быт древних "ферапевтов". После своих вечерен они соединялись для пения, и это пение происходило антифонно, то есть по окончании гимна или стиха одним хором, ему отвечал другой. В христианской истории первое свидетельство об антифонном пении находим в известном письме Плиния, наместника в Вифинии, к императору Траяну. В известные дни христиане до восхода солнца пели в честь Христа свои песни попеременно, то есть антифонным способом. Церковный историк Сократ повествует [1] о св. Игнатии Богоносце, антиохийском епископе, который имел видение ангельских чинов, поющих в честь Святой Троицы антифонные гимны, и ввел таковое пение в своей церкви. По исследованиям Леклерка происхождение антифонного пения следует искать в Месопотамии и Вавилоне.

    Об антифонном пении говорят затем св. Мефодий Олимпийский в своем "Пире десяти дев", св. Василий Великий, введший попеременное пение в 375 году в Неокессарии и другие писатели. На Западе инициатором этого богослужебного обычая был папа Дамас (366 — 364), в Милане его вводит св. Амвросий в 386 г., в Константинополе св. Иоанн Златоуст. Этот последний очень вероятно ввел это пение под влиянием ариан или точнее, в противовес этому у них установившемуся обычаю. В Иерусалиме антифонное пение было уже вполне установившимся обычаем во время путешествия Этерии, то есть в 80-х годах IV века. В своем паломническом дневнике она 29 раз употребляет этот термин. Таким образом, мы видим, что антифонное пение было распространено уже в первые века христианства во всех частях вселенной. И доднесь оно удержалось, как на Востоке, так и на Западе и украшает собою и наше православное богослужение, и римо-католическое. Но кроме этого своего значения, как способа пения, слово антифон употребляется в литургике и для обозначения отдельных песнопений или частей песенного материала. Вот главные случаи употребления этого термина.

    1. Антифоны Псалтыри

    Первая кафизма Псалтыри, разделяясь, как и прочие, на три славы, удерживает, на языке нашего Типикона, за ними наименование "антифонов". Это объясняется тем, что или вся кафизма, или первая ее слава (первый антифон) поются в известные дни антифонно.

    2. Антифоны изобразительные или вседневные (Обедница или служба часов)

    Известные стихи псалмов, употребляясь в попеременном пении на литургии оглашенных, в самом ее начале, получили наименование или антифонов изобразительных [2] или антифонов вседневных [3], к которым присоединяется потом и гимн "Единородный Сын..."

    3. Степенные антифоны

    Часть торжественной полиелеосной утрени, <они> являются подражаниями т.н. степенных псалмов, то есть 119 — 133 или "песней степеней". Эти песни пелись паломниками при восхождении на ступени Иерусалимского храма. Эти псалмы послужили темой наших степенных антифонов. Степенных антифонов, по числу гласов — 8. Каждый составлен из трех частей для каждого гласа, кроме 8, где четыре степенна. Эти песнопения аскетического содержания, в них говорится об очищении и исправлении души от страстей и греха. Поются они на особый напев. К каждому степенну присоединено в конце прославление Святого Духа. Автором их считают не Иоанна Дамаскина, а, скорее, св. Феодора Студита или же его брата Иосифа, архиепископа Солунского. По аскетическому содержанию они действительно больше соответствуют духу студийского направления в нашей гимнографии.

    4. Праздничные антифоны

    Праздничные антифоны на литургии составлены из стихов разных псалмов, соответственно содержанию праздника. Эти стихи псалмов чередуются или с особыми припевами, "Молитвами Богородицы" и "Спаси ны, Сыне Божий", или с тропарем самого праздника.
    http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kiprian/liturgika1/8.html

      Текущее время Вс 26 Май - 23:08